Евгений Мамаев раскрыл другую часть правды о бюджете Хакасии

Как информировало 19rus.info, накануне депутаты Верховного Совета Хакасии одобрили в первом чтении законопроект о республиканском бюджете на 2022 год и плановый период 2023-2024 годов. На эту тему порассуждал экономист, экс-руководитель регионального ОНФ по Хакасии Евгений Мамаев:

 

«Вчера депутаты Верховного Совета приняли в первом чтении республиканский бюджет на 2022 год. Незамедлительно появились комментарии по этой теме, нелестные оценки, заявления «в сравнении с текущим годом доходы республиканской казны сократились на 10,5 млрд рублей. На почти 8 млрд «упали» расходы». Пугают планами «взять кредитов на 10,3 млрд». Посмотрим, насколько обоснованы претензии к бюджету и нет ли лукавства или заблуждений в оценках.

 

Прежде всего, окончательная цифра доходов бюджета пока не определена. Она станет известна только после принятия федерального бюджета, в котором будут закреплены цифры федеральных средств, которые поступят в бюджет Хакасии. Поэтому озвученная цифра доходов бюджета 33,2 млрд руб еще ни о чем ни говорит. Соответственно, и сравнивать ее с утвержденным бюджетом на 2021 год и заявлять о сокращении бюджета на 10,5 млрд руб нет никаких оснований.

 

После определения суммы федеральной поддержки будет соответственно увеличена и расходная часть республиканского бюджета. В текущей редакции присутствует часть федеральных средств на сбалансированность бюджета и выравнивание бюджетной обеспеченности, рассчитанная на основе бюджета 2021 года. Однако это всего лишь часть федеральных средств, направляемых Хакасии — около 4,5 млрд руб. В 2020 году из федерального бюджета было получено 19,2 млрд руб, в этом году запланировано столько же — 19,2 млрд руб.

 

На 2022 год можно осторожно рассчитывать на 13-14 млрд руб федеральных средств, т.е. на увеличение плана по общим доходам еще на 8-9 млрд руб — до 41-42 млрд руб. Но про это почему-то умалчивают, когда рассуждают о снижении доходов бюджета. Не исключено, что мы увидим попытки представить описанное традиционное увеличение доходов бюджета ко второму чтению как личную заслугу того или иного политического деятеля. В любом случае давать окончательные оценки бюджету преждевременно. Нужно дождаться принятия его в окончательном чтении 8 декабря.

 

Пока же мы можем посмотреть на собственные доходы бюджета Хакасии, которые можно считать окончательными. Так, общая сумма собственных доходов планируется в размере 28,74 млрд руб. Если сравнивать с фактическими итогами 2020 года, то это рост на 10,9 млрд руб (+61,4%). Однако такое сравнение не совсем корректно, так как в прошлом году доходы резко снизились из-за коронавируса. Сравнивать с текущим годом также сложновато, т.к. данные об исполнении бюджета есть только за 10 месяцев и о них мы поговорим отдельно. Хотя можно отметить, что за 10 месяцев этого года собственные доходы составили 22,4 млрд руб, что на 8,27 млрд выше прошлогодних показателей. Исходя из этого, можно осторожно предположить, что по итогам года доходы составят около 26 млрд руб при плане в 24,5 млрд.

 

Но мы можем провести сравнение с 2017 и 2018 годами. Сравнение с 2017 годом интересно с той стороны, что в ходе избирательной губернаторской кампании 2018 года все заявления о планах наращивания доходов могли делаться только с опорой на этот год, так как к началу избирательной кампании в лучшем случае были данные об исполнении бюджета только за первые 5 месяцев 2018 года.

 

Собственные доходы бюджета Хакасии за 2017 год составили 18,05 млрд руб. Таким образом, плановый показатель доходов 2022 года в 28,74 млрд руб — это увеличение собственных доходов Хакасии на 10,7 млрд руб (+59,2). Можно оценивать это как результат работы текущего правительства. На мой взгляд, результат весьма достойный, делающий язвительные комментарии неуместными.

 

Справедливости ради сравним и с доходами 2018 года, который был знаменит единовременным платежом по НДФЛ от Эдуарда Худайнатова в размере 5,15 млрд руб. Тогда собственные доходы регионального бюджета составили 24,17 млрд руб. В сравнении с этим уровнем планируемые доходы 2022 также показывают рост, пусть и более скромный — на 4,6 млрд руб (+18,9%).

 

Перейдем к госдолгу. Действительно, в разделе «Источники финансирования дефицита бюджета» мы видим планы взять кредитов в размере 10,27 млрд руб. Однако это только одна часть правды. Другая часть — планируется погашение облигаций в сумме 1,5 млрд руб, погашение коммерческих кредитов на 1,14 млрд руб и бюджетных кредитов 4,75 млрд руб. В итоге планируется увеличение госдолга на 2,87 млрд руб. Эта сумма полностью пойдет на финансирование дефицита бюджета — покрытия суммы превышения планируемых расходов над доходами. Как видим, громкая цифра в 10,27 превратилась в куда более скромные 2,87 млрд руб.

 

Однако и с этой суммой не нужно делать поспешных выводов. Если посмотреть на плановые цифры бюджета текущего 2021 года, то в его первоначальной версии вообще было запланировано взять кредитов на 24 млрд руб, а в целом нарастить госдолг на 4,58 млрд руб. На данный же момент (на 1.11.2021) мы видим фактическое снижение госдолга Хакасии на 1,1 млрд руб. Сейчас мы находимся на том этапе, когда год назад увидели планы взять в долг 24 млрд руб. Сейчас цифра 10,27 млрд руб. Понимая, что к концу 2021 года фактически ведем речь о снижении госдолга, смысла тревожиться из за плановой цифры 10,27 млрд руб не вижу. Есть все основания полагать, что по возврату бюджетных кредитов будет достигнуто соглашение о рассрочке.

 

Подводя итог, я бы характеризовал бюджет 2022 год как бюджет умеренного роста. Безусловно, хотелось бы видеть более впечатляющий рост доходов, но и такой рост лучше падения. И есть все основания надеяться, что при сохранении текущих высоких цен на уголь и алюминий, решении логистических проблем, фактические поступления превысят плановые. Окончательную оценку бюджета можно будет дать после его принятия в последнем чтении».

 

ИА ХАКАСИЯ фото автора

263 просмотров