Эксперт РАН Андрей Тенишев — об изменении тарифной политики

ИА «Хакасия» продолжает публикацию материалов о текущем положении дел в республике с точки зрения члена бюро Научного совета РАН по проблемам защиты и развития конкуренции Андрея Тенишева. В этот раз в колонке эксперта речь пойдет о тарифном регулировании в регионе:

 

«В федеральных СМИ активно обсуждаются вопросы изменения тарифной политики. «Россети» просят правительство страны включить в тариф расчетную предпринимательскую прибыль. Это гарантировано повлечет с одной стороны увеличение тарифов для бизнеса и населения, с другой — даст монополисту гарантированные дивиденды, полученные не за счет эффективной предпринимательской деятельности и сокращения издержек, а из обязательных платежей абонентов.

 

РЖД в свою очередь просит повысить тарифы по принципу «инфляция плюс», отказавшись при этом от долгосрочного регулирования. Поддержит ли такие инициативы монополистов правительство и тарифный регулятор — ФАС России — большой вопрос.

 

В последние годы антимонопольная служба придерживалась политики установления тарифов «инфляция минус». Для монополиста был стимул оставаться эффективным и сокращать лишние расходы. То же самое касается и включения дивидендов в тариф. Долгосрочность тарифов также создавала стабильность во взаимоотношениях монополии и ее потребителей. Если сейчас регулятор изменит эту позицию, можно ожидать самые негативные последствия для всей экономики. Рост цен и повышение уровня инфляции — наиболее ожидаемый эффект от таких мер. Если изменится подход к тарифному регулированию «Россетей» и РЖД, следом пойдут и другие государственные и негосударственные монополии — вплоть до водоканалов и котельных в маленьких населенных пунктах. Так что ударит это по всем нам — бизнесу и гражданам. Как в России в целом, так и в Хакасии в частности.

 

Что сейчас с тарифами в республике? В 2020 и 2021 годах с точки зрения роста тарифов республика находится во вполне приличном состоянии. В этом большая заслуга Государственного комитета энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия и Хакасского управления ФАС России.

 

Если в 2020 году у ФАС России были вопросы к работе хакасского регулятора (доходило даже до административных дел), то к концу года Мануку Данданяну удалось решить большую часть проблем и наладить конструктивный диалог с антимонопольной службой и другими федеральными органами.

 

Каковы тарифные итоги года в Хакасии? Рост ставок минимальный и не опережает уровень инфляции. Почти на 7% снижены тарифы сетевых организаций по передаче электроэнергии. Сумма необоснованных затрат сетевых организаций, исключенных из тарифа, составляет 4,3 млрд рублей. Расходы на содержание сетевых организаций снижены на 420 млн рублей. Это те деньги, что республиканские власти не дали произвольно изъять из карманов потребителей. Последовательно снижались тарифы на тепловую энергию — в 2021 году на 2,16%.

 

Какие есть проблемы? Одна из основных — предстоящий рост тарифов на тепловую энергию для Абакана, Черногорска и Усть-Абакана. Подъем ставок в Абакане начнется в декабре 2021-го (сразу на 8%, до 1664,7 рублей за Гкал). С июля 2022-го добавится еще +6,3% (тариф составит 1769,6 рублей за Гкал), то есть, если сравнивать с нынешним ноябрем, рост составит 14,3%. На горизонте трех лет рост тарифов прогнозируется до 26,3%, или 1942,6 рублей за Гкал. В Усть-Абакане и Черногорске повышение тарифов на тепловую энергию начнется позже, с января 2022 года, и составит 7,3%, трехлетний прогноз — на 14,3%.

 

В чем, собственно, проблема? Существуют соглашения с Енисейской территориальной генерирующей компанией об отнесении Абакана, Черногорска и Усть-Абакана к ценовой зоне теплоснабжения. Так называемый метод «альтернативной котельной» не нов и применяется в других регионах.

 

Это инструмент, стимулирующий теплоснабжающую организацию к повышению эффективности систем теплоснабжения путем модернизации систем, реконструкции или замены оборудования. В качестве бонуса, чтобы окупить затраты на модернизацию, теплоснабжающая организация получает официальный выход из-под тарифного регулирования. Вводить или не вводить режим «альтернативной котельной» и если вводить, то на каких условиях, решают муниципалитеты, местное правительство и Верховный Совет. Если принято консенсусное решение, то заинтересованные муниципалитеты обращаются в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и правительство России с просьбой утвердить его. Что и было сделано. Весь вопрос, как это делалось и зачем.

 

Интересы ТГК понятны — решить проблемы с производством электроэнергии, получить сбыт тепловой энергии и новых потребителей, загрузить мощности и получить прибыль. Интересы республики тоже понятны. Планировалось наладить устойчивое снабжение теплом проблемного Черногорска и Усть- Абакана, улучшить состояние экологии. Поэтому подключение этих населенных пунктов к мощностям Абаканской ТЭЦ — знаковое событие для республики. Это на самом деле большое достижение, и ради такого случая в республику приезжает министр энергетики России.

 

Но в бочке меда — две ложки дегтя. Слишком дорого республике обходится этот праздник. Да и начало отопительного сезона в Черногорске совсем не похоже на обеспечение устойчивого теплоснабжения. В чем тут была проблема — технические неполадки или стремление монополиста получить для себя лучшие условия — надо разбираться. Но Хакасскому УФАС неплохо было бы провести антимонопольное расследование и установить, а не злоупотребляло ли ТГК-13 своими монопольным положением.

 

С интересами разобрались. Теперь с порядком реализации. Переход на «альтернативную котельную» — давняя идея. Еще покойный Николай Генрихович Булакин был категорически против этого, понимая, что это значит для Абакана и абаканцев. При принятии решения глубокого экономического анализа ситуации не проводилось. Да, монополист понес затраты на подключение Черногорска и Усть-Абакана, но он и увеличил загрузку Абаканской ТЭЦ, существенно нарастил сбыт тепловой энергии и обеспечил рост доходов. Покрыло ли это затраты на новые сети и подключение двух населенных пунктов и было ли для республики экономически целесообразно выпускать монополию на свободу?

 

Как была соблюдена процедура? Муниципалитеты подписали соглашения, правительство республики согласовало их, после чего обратилось в федеральные органы власти. Но по закону такое решение должен был согласовать Верховный Совет Хакасии. Я не слышал, чтобы этот вопрос рассматривался на сессии парламента, и не видел соответствующего решения. Есть решение профильного комитета — принять информацию к сведению, но это не есть согласие, а комитет — это далеко не весь Верховный Совет. Судя по всему, на сессию этот вопрос побоялись вынести. И не зря — интересно, что бы сказали депутаты Нежевец или Можаров, узнай они тогда, сколько их компании будут в ближайшем будущем платить за теплоснабжение. Вскоре счета за тепловую энергию увеличатся почти на треть, но пора бы уже понять, что монопольная прибыль — это не единственная ценность в жизни.

 

Такая монопольная кабала республики продлится еще 10 лет — цена на тепловую энергию будет формироваться по формуле «размер индекса потребительских цен +2%».

 

Это огромная проблема для малого бизнеса и малообеспеченного, да и не только, населения. Трудности будут и у среднего, и у крупного бизнеса. Цены на тепловую энергию, равно как и цены на другие базовые товары и услуги — электрическую энергию, топливо и транспорт — однозначно повлекут рост инфляции и рост цен на все товары в республике: от цен на хлеб — пекарни это энергоемкие производства — до цен на жилье — строители отапливают дома за свой счет до передачи квартир новым собственникам. По оценочным данным, в случае, если бы ТГК-13 осталась под республиканским тарифным регулированием, возможно, было бы, наоборот, снижение тарифов. Компания увеличила бы сбыт тепловой энергии и снизила общие затраты на содержание ТЭЦ.

 

Что можно сделать? Вариантов несколько. Один из них — ничего не менять и смириться со сложившейся ситуацией. Либо искать выход — например, рассмотреть вопрос на сессии Верховного Совета Хакасии. В случае, если депутаты примут такое решение, — обратиться в правительство России с просьбой отменить распоряжение № 668-р от 18.03.2021 года об отнесении города Абакан к ценовой зоне теплоснабжения.

 

Прокурору республики необходимо провести проверку законности принятых местными властями решений.

 

Или другой путь — ТГК-13 добровольно умерит аппетиты и изменит соглашения с муниципалитетами, отсрочив повышение цен и снизив темпы роста платы за тепловую энергию.

 

Есть в Хакасии еще одна проблема — тарифы на услуги регионального оператора по обращению с твердыми бытовыми отходами (ТБО). Стараниями Государственного комитета энергетики и тарифного регулирования Хакасии и ФАС России здесь за последний год удалось навести относительный порядок, и жалоб на работу регоператора стало меньше. Но проблемы остались. Надо довести до конца работу по определению нормативов на вывоз мусора. Надо подумать над изменением схемы зонирования республики — это могло бы привести к существенному снижению тарифов на ТБО в сельских муниципалитетах, где они чрезмерно высоки.

Решение двух этих проблем благоприятно скажется на состоянии экономики и экологии Республики Хакасия.

 

В следующий раз рассмотрим ситуацию в республике с ценами на стройматериалы и жилье.

 

Член бюро Научного совета РАН по проблемам защиты и развития конкуренции Андрей Тенишев».

 

Если у упомянутых в экспертном мнении компаний есть желание возразить Андрею Тенишеву, высказать свою позицию по озвученным им темам, 19rus.info готово предоставить информационную площадку для ответного слова.

 

 

340 просмотров

One thought on “Эксперт РАН Андрей Тенишев — об изменении тарифной политики

  1. Пусть приведет эти оценочные данные, с какого потолка он взял возможность снижения тарифов, когда раньше такой возможности ни разу не появлялось. Только с цифрами, а не на уровне рассказов, что если тарифы не повышать, инфляция с чего-то остановится. Не остановится, хоть вообще не повышай.

Comments are closed.