ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ ХАКАСИИ ЗАЯВИТ ПРАВИТЕЛЬСТВУ РФ О ПОЛНОМАСШТАБНОМ КРИЗИСЕ

Без экстренной финансовой помощи федерального центра Хакасии не выжить — это главная мысль обращения Президума Верховного Совета республики к Вячеславу Володину, спикеру Госдумы РФ. 

Серьезнейшие проблемы в регионе могут начаться уже с этого месяца, к примеру, невыплата зарплат, говорится в послании. Расходы республиканского бюджета разительно отличаются от собственных доходов Хакасии, для выполнения всех финансовых обязательств властям региона необходимо 10,5 миллиардов рублей. Это погашение «кредиторки», выплата зарплат, субвенции муниципалитетам, содержание бюджетных организаций.

Ситуацию усугубляет, по мнению руководства хакасского парламента, резкое снижение цен на уголь, почти в 2 раза. Угледобывающие компании на территории Хакасии уже предупредили финансовый блок правительства республики, что налог на прибыль в 2020 году они уплатить не в состоянии, денег от этого налога в казну не будет совсем.

Если федеральный центр проигнорирует крик о помощи из Хакасии, то регион будет вынужден прибегнуть к коммерческим кредитам, а значит дальше наращивать государственный долг, который превышает 20 миллиардов рублей, обещает руководящий орган Верховного Совета.

Между тем в конце февраля Хакасия взяла бюджетный кредит в размере 1,7 миллиарда рублей на зарплаты бюджетникам. Выплатить долг республика обязана за 90 дней.

Обращение в Госдуму планируется принять на Президиуме парламента 4 марта.

ОБРАЩЕНИЕ

Президиума Верховного Совета Республики Хакасия

К Председателю Государственной Думы Федерального Собрания

Российской Федерации В.В. Володину

об оказании финансовой помощи Республике Хакасия

 

Уважаемый Вячеслав Викторович!

 

В Республике Хакасия сложилась критическая ситуация по исполнению консолидированного бюджета. Собственные доходы республики не обеспечивают расходные обязательства даже по первоочередным и социально значимым расходам бюджета.

Ставшая хронической проблема несбалансированности бюджета Хакасии привела, начиная с 2012 года, к существенному росту кредиторской задолженности консолидированного бюджета и государственного долга республики.

Так, по состоянию на 01 января 2020 года кредиторская задолженность консолидированного бюджета Республики Хакасия составила 5,035 млрд рублей (14 процентов общего объема расходов консолидированного бюджета в 2019 году), в том числе просроченная кредиторская задолженность – 3,58 млрд рублей, что больше просроченной задолженности по состоянию на 01 января 2019 года на 1,745 млрд рублей, то есть практически вдвое. Объем государственного долга сложился в размере 20,734 млрд рублей.

В целях сохранения социальной стабильности и финансовой устойчивости бюджета республики в 2019 году Верховный Совет Республики Хакасия и Правительство Республики Хакасия неоднократно обращались в федеральные органы государственной власти с просьбой о предоставлении из федерального бюджета дополнительной финансовой помощи в виде дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации в объеме 2,9 млрд рублей (с целью сохранения размера дотаций в 2019 году на уровне 2018 года). Президентом Российской Федерации было дано поручение Правительству Российской Федерации поддержать республику. Однако, по факту в 2019 году бюджету республики было предоставлено только 765 млн рублей, что значительно меньше необходимого объема средств на исполнение социально значимых расходов, в том числе во исполнение указов Президента Российской Федерации.

Кроме того, в связи с падением практически в два раза мировых цен на уголь (со 110 до 64 долларов за тонну), в 2019 году значительно снизились поступления в республиканский бюджет по налогу на прибыль организаций от угольных компаний и составили 738 млн рублей (в 2018 году – 1,853 млрд рублей), а в 2020 году, по информации, полученной от указанных налогоплательщиков, налог на прибыль организаций уплачиваться не будет вообще.

При этом по итогам 2019 года переплата только по угольным компаниям приросла на 720 млн рублей, а в целом переплата по всем видам налогов составила 2,779 млрд рублей и приросла к уровню 2019 года на 1,302 млрд рублей, то есть практически в два раза.

Таким образом, расходы консолидированного бюджета Республики Хакасии на 2020 год не обеспечены собственными доходными источниками в объеме 10,591 млрд рублей, в том числе:

— на погашение просроченной кредиторской задолженности консолидированного бюджета Республики Хакасия, сложившейся на 01 января 2020 года в объеме 3,58 млрд рублей;

— на выплату заработной платы с начислениями на нее, помощь муниципальным образованиям – 977 млн рублей;

— на текущее содержание учреждений  (питание, медикаменты, коммунальные услуги, связь, ГСМ, уголь) – 6, 034 млрд  рублей.

На сегодняшний день в 64 из 99 муниципальных образований Республики Хакасия заблокированы лицевые счета бюджетных учреждений на общую сумму 720 млн рублей. По данной причине не производится оплата счетов за коммунальные услуги, электроэнергию, питание, связь. Под угрозой отключения от электроэнергии социальные объекты, в том числе детские сады, школы. В связи с невозможностью оплаты счетов поставщики отказываются поставлять продукты питания в школы и дошкольные учреждения. В марте – апреле существует реальный риск несвоевременной выплаты заработной платы.

В данной ситуации без дополнительной финансовой помощи из федерального бюджета в виде дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации республика будет вынуждена привлекать коммерческие кредиты, тем самым еще более увеличивать нагрузку на бюджет в виде расходов на обслуживание коммерческого кредита (проценты банкам). Кроме того, привлечение коммерческого кредита повлечет за собой нарушение Бюджетного кодекса Российской Федерации и Соглашения о предоставлении бюджету Республики Хакасия из федерального бюджета бюджетного кредита, заключенного с Министерством финансов Российской Федерации, в части размера государственного долга.

На основании изложенного просим Вас дать поручение рабочей группе по мониторингу дополнительных мер, осуществляемых Правительством Российской Федерации в целях сокращения дифференциации по уровню бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, рассмотреть вопрос о предоставлении в 2020 году Республике Хакасия дополнительной финансовой помощи из федерального бюджета в виде дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации.

 

1 123 просмотров