ХАКАСИИ НЕ НУЖНЫ НОВЫЕ КУЛИБИНЫ

В Хакасии, явно недостаточно технических кружков и мотосекций, для воспитания молодого поколения.

Я всегда задумывался над темой, откуда берутся Кулибины, Антоновы, Королевы, Шумахеры, в общем, выдающиеся технари? И приходил к выводу, что гениями-технарями не рождаются, их воспитывают в рамках той, или иной системы образования.

В советском образовании техническому воспитанию уделялось много внимания, средств и к 18 годам молодежь выпускалась достаточно технически грамотная, с первоначальными навыками будущих рабочих профессий: столярное, слесарное, токарное, фрезерное дело. Все эти навыки, учащиеся получали на уроках труда. Более глубокие технические знания ребята приобретали  в кружках: судо и авио модельных, мотоклубах, картинг клубах, которые были практически в каждой городской, или районной школе Хакасии. Особую роль здесь играла организация ДОСААФ, которая выпускала для армии и мирной жизни, подготовленных молодых специалистов: профессиональных водителей, связистов, радиомехаников, парашютистов.

Вершиной технического творчества советских граждан, являлся всесоюзный слет любительских летательных аппаратов. Чтобы самостоятельно построить летающий самолет или вертолет, надо обладать высокими профессиональными и теоретическими знаниями.

Кстати в семидесятых,  в Хакасии, в городе Черногорске, был построен такой одно местный самолет мастером спорта мотогонщиком Щегловым.

К сожалению, с реформами образования, эти достижения во многом утрачены. Уроки труда, из-за отсутствия материалов, больше похожи на теоритические занятия на плакатах. Токарные, фрезерные станки в классах, простаивают годами из-за отсутствия финансирования на расходные материалы: резцы, фрезы, полотна по железу, прутка. Как говорит мой хороший товарищ учитель труда в сельской школе, Артем: «Я стал старьевщиком на свалках, ищу куски дерева, металла, несу все в школу, чтобы хоть чему-то научить детей практически, а не на словах.  Уговариваю ребят, приносить ненужный материал из дома, который можно использовать на уроках труда.  Подростки не дополучают мужицкие трудовые навыки, которые им будут нужны в дальнейшей жизни». На уроках труда, надо привить ребятам минимум трудовых навыков и знаний, чтобы считаться культурным людьми, как и на  других предметах.

Технические кружки, картинг клубы, секции мотоспорта, после реформы образования, в большинстве случаев, сокращены и оставшиеся работают только на энтузиазме фанатов-преподавателей.

Я не поленился и прошелся по городу Абакану, бывшим учебным заведениям, где раньше работали крупные мотосекции и картинг клубы. На улице Павших Коммунаров (бывшая школа 16), секция картингов, не работает. На улице Щетинкина, район ХГУ, секция картингов, закрыта много лет назад, улица Советская, автошкола ДОСААФ, где преподавал знаменитый мастер спорта по мотокроссу Виктор Абросимов, мотосекция  закрыта недавно (сократили ставку). В доме «Детского творчества» картинг клуб и судомодельный кружек к великой моей радости, еще  работает.

Чтобы быть объективным, я попросил дать небольшое интервью, заместителя председателя регионального отделения общественно-государственной организации ДОСААФ Сергея Горбатенко.

— Сергей Александрович, кого готовите для армии и мирной жизни в стенах ДОСААФ?

— Мы готовим водителей всех категорий, радиотелеграфистов, спортсменов по мотоспорту, пулевой стрельбе, единоборствам, боксу, шахматистов, занимаемся патриотическим воспитанием молодежи. Так большую работу в этом направлении проделывают в Саяногорске в клубах «Десантник» и «Святогор»и в Абакане в клубе «Барс» и мотосекции «Чемпион»

— Ребята очень любят мототехнику. Где еще сохранились картинг клубы, мотосекции в Хакасии?

— Кроме Абакана, такие секции, кружки есть в Черногорске,  в селе Подсинее, Усть-Абакане, Бограде, Абазе. Так, 13 января в Шушенском, прошли соревнования картингистов, где Хакасия заняла достойное место, наши ребята стали призерами соревнований в различных дисциплинах и возрастах. В общем-то, молодые ребята учатся в таких секциях, кружках не только профессиональным навыкам, но и упорному, целенаправленному, тяжелому труду.

— Ваше личное мнение. Достаточно ли таких технических кружков, мотосекций в Хакасии?

— То, что у нас есть, явно недостаточно. Желающих заниматься, значительно больше. Вся эта работа держится на энтузиазме преподавателей. Нужно увеличивать финансирования, как по ставкам, так и по техническому обновлению. По этой причине, мы не можем добиться успехов в  мировом первенстве болидов Формуле. Воспитывать технарей надо с раннего детства. Такие люди, как правило, добиваются успехов в профессиональной деятельности в любом качестве, от рабочего, до инженера-конструктора.

Я поблагодарил,  Сергея Александровича за честное, профессиональное интервью и задумался.

Россия медленно возрождается. Как технически, так и экономически. Правда, больше в военном комплексе. Строятся новые предприятия. Это факт. Хотелось бы побыстрее, сегодня, а не завтра. Никакие роботы, не заменят технически грамотных работников. Кто будет работать на современных предприятиях, зависит в улучшении ситуации в воспитательном процессе детей технического направления. Об этом надо думать уже сейчас.

 

Сергей Cибиряк.

422 просмотров