ПОМЕНЯЛИСЬ МЕСТАМИ

АГЕНТСТВО «Синьхуа» сообщило, что «китайский производитель определил график разработки морозоустойчивого железнодорожного состава, который будет эксплуатироваться на строящейся высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва—Казань. Это завод локомотивов и вагонов (CRRC Changchun railway vehicles — так именуется китайское предприятие. — И. А.) в г. Чанчунь на северо-востоке КНР, имеющий большой опыт в области разработки высокоскоростных составов для холодных регионов».

Сообщается также, что «в 2014 году Китай и Россия подписали меморандум о развитии высокоскоростных железных дорог, согласно которому стороны разрабатывают проект евразийского высокоскоростного транспортного коридора Москва — Пекин, включающего приоритетный проект ВСМ Москва — Казань. В 2017 году китайская сторона ускорит продвижение проекта. А в 2018 году разработка этого состава должна быть завершена, и начнутся его испытания». Что касается параметров этого поезда из 12 вагонов, то его «максимальная скорость составит 360 км/час, допустимое число пассажиров — 720 человек».

О высоком уровне развития данной отрасли в Китае, в отличие от «постсоветской» России, говорится в том же сообщении: «…Если в КНР выпускаемые высокоскоростные поезда могут нормально функционировать при минимальной температуре минус 40 градусов по Цельсию, то для работы в России они должны быть способны выдерживать мороз до 50 градусов».

Нелишне напомнить, что в 1950-х — начале 1960-х СССР поставлял производившиеся в нашей стране для северных районов Китая вагоны с высоким уровнем утеплённости. Эта техника экспортировалась до середины 1980-х также в Монголию и КНДР, где тоже бывают сильные морозы. Но такие районы в Китае — это около 15% его территории. Как видим, через полвека технологические возможности железнодорожного машиностроения в обеих странах существенно поменялись…

В РФ билеты на поезда дорожают ежегодно (как, впрочем, и всё остальное). Но, похоже, эти деньги не вкладывают в производство вагонов, соответствующих природно-климатическим условиям страны. В отличие от других северных стран (и того же Китая), где цены на билеты — не единственный, но основной источник финансирования производства пассажирских вагонов. Наряду с КНР, крупными экспортёрами этой техники, причем всё более комфортной, были и остаются Япония, Скандинавия, Канада, США.

Упомянутая публикация «Синьхуа» показывает, что объявленный в 2014-м российскими властями «восточный вектор» внешней торговли — это, по существу, смена стран, поставляющих в РФ высокотехнологичную продукцию. Её доля в российском импорте из Евросоюза сегодня превышает 70%. В импорте из КНР этот показатель такой же. Нынешняя Россия увеличивает экспорт в страны Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии сырьевой продукции и её полуфабрикатов. И… по нарастающей ввозит оттуда высокотехнологичные товары.

Рост объёмов производства разнообразных товаров транспортного машиностроения в Китае с конца 1990-х — до 8—10% в год — максимальный в мире. Неудивительно, что с 2010 года в Китае все высокоскоростные поезда — собственного производства, а основана эта отрасль в КНР была в конце 1980-х, когда у нас завершалась «перестройка». Результат известен: разрушение Советского Союза. И вот теперь закупаем то, что когда-то сами производили и даже поставляли за рубеж.

Игорь АЛЕКСЕЕВ, экономист.

49 388 просмотров

Comments are closed.